Нормативные требования к технологическим умениям педагога
Одна из основных технологических процедур — контроль, который является составной частью педагогического управления учебной деятельностью. Контроль необходим как способ, определяющий состояние всей системы педагогического процесса. В процессе обучения контроль выступает в качестве диагностического этапа педагогического управления.
Контроль неразрывно связан с целью и результатом. С его участием в процессе обучения устанавливаются связи между нормативными показателями и реально достигнутым уровнем формирования технологических умений. Выявленное соответствие способствует регулированию процесса обучения. Нормы задаются в целях и отражаются в ожидаемых результатах. Нормативные показатели составляют критерии оценки полученных результатов. Процесс обучения, как и всякий производящий процесс, имеет свои параметры оценки реальных результатов, применяемые для их сравнения с заданными целями. Чтобы определить эффективность процесса обучения, необходимо выяснить, насколько нормативные требования соответствуют тем изменениям, которые наступают в ходе педагогического влияния на внешние и внутренние факторы учебно-педагогической среды и объект-субъектные воздействия.
Достижение нормативных показателей в области формирования технологических умений у студентов зависит от многих условий:
1) уровня обучаемости и воспитуемости учащихся;
2) слаженности и гармоничности процесса обучения;
3) адекватности используемых психолого-педагогических средств;
4) стратегии и технологии обучения;
5) информационной емкости процесса обучения;
6) последовательности формирования ориентационной основы действий;
7) выработки алгоритмов учебно-профессиональной деятельности;
8) гибкости и многофункциональности педагогических действий и многих других условий, основанных на грамотности и корректности принимаемых педагогических решений и учете имеющихся возможностей.