Нормативные требования к технологическим умениям педагога

Такими задачами могут быть следующие:

выбор и построение способов формирования у обучаемых гностического образа;

способы организации информационно-коммуникативных структур в процессе обучения;

способы и средства осуществления стимулирующего влияния на формирование и развитие мотивации;

применение технологий обучения, воспитывающих понимание ценности образования;

использование технологий, обеспечивающих интеграцию социальных и образовательных стратегий обучения;

осуществление преемственности в организации обучения конкретной учебной группы и многие, многие другие задачи, которые составляют условия, требующиеся как для формирования, так и для тестирования профессиональных умений в области технологии обучения.

Анализ решения таких задач — предмет специального разговора. Мы апробировали доступность решения некоторых задач для студентов, заканчивающих педагогическое образование в вузе. Наша педагогическая цель состояла в том, чтобы проследить понимание студентами важности поставленных проблем и обратить внимание на слабые места в их профессиональной подготовке. Был получен ряд выводов, фиксирующих невысокий уровень теоретического анализа педагогических проблем: фактическое неумение соединять теоретические проблемы с их практическим решением; недостаточно высокий уровень аксиологического подхода к педагогической профессии и неадекватный уровень профессиональной подготовки.

Рассматриваемый аспект профессиографического описания технологического уровня готовности специалиста обусловлен целесообразностью интеграции разноуровневых структур деятельности педагога, всех функциональных видов его деятельности. Функциональные характеристики педагогической деятельности, описанные в теории, практике обучения согласуются между собой настолько глубоко, что возникает сложность в их разграничении. Вместе с тем это не означает отказа от их анализа в исследовании и реализации в жизни. Но при этом следует иметь в виду, что элементарный состав этих видов деятельности в любом случае имеет единую основу — информационную, а их согласование — единую цель — регуляцию и управление учебно-воспитательной деятельностью учащихся.