Нормативные требования к технологическим умениям педагога
В силу этого обстоятельства вряд ли имеет смысл определять эффективность отдельно взятых видов деятельности. Нужно говорить об их сложной иерархии в учебном педагогическом процессе. Попытки разграничить их результативность ведут к формальному анализу профессионально-педагогической деятельности. Формируемая структура профессиональной деятельности педагога предполагает функциональный состав действий в логике функционирования педагогического управления, которая, как известно, включает целеполагание, информационный синтез, выполняющий роль диагностики, проектирование действий и анализ условий, исполнительские действия и рефлексивный анализ произведенных действий. Складывающаяся на этой основе модель поведения представляет собой преобразование информации в соответствии с целью и условиями в задачную структуру — программу действий. Все эти единицы функционального состава педагогической деятельности образуют функциональные характеристики педагогического управления учебной деятельностью.
Экспертная и исследовательская деятельность педагога дополняет функциональные характеристики деятельности. Педагог может выступить в качестве методиста, способного объективно, грамотно оценивать успехи и видеть качественные недостатки в профессиональном труде своих коллег, устранять имеющиеся субъективно возникающие трудности.
Оценка этих видов деятельности нуждается в самостоятельном исследовании. Качественной мерой оценки остается описанный нами функциональный состав профессиональной деятельности в сочетании с комплексно-блочным описанием умений педагога и задачным тестированием уровня освоения педагогом профессиональных действий на основе их типового проектирования. Принципиальными являются идея стандартизации сложных, а не простых профессиональных действий, выполняемых педагогом, идея интеграции конкретных действий, выраженных в процессе профессиональной деятельности как сложное целое. Оценке подлежит также согласованность этих действий с целями и условиями.