Нормативные требования к технологическим умениям педагога
В действующем педагогическом процессе наиболее ярко проявляются умения, которые характеризуют структуру педагогической деятельности, функциональные группы технологических умений: операционально-методические, психолого-педагогические, диагностические, оценочные, экспертные и научно-исследовательские. Каждая из них может быть представлена в виде совокупности конкретных профессиональных умений. Приведем некоторые из них.
1. Комплекс операционально-методических умений:
— определение эффективности технологий обучения и разработка адекватных методик в соответствии с целями и условиями;
— создание оптимальных методических условий, обеспечивающих наиболее высокие показатели в решении поставленных задач;
— адаптация обще дидактических положений к конкретному предмету обучения;
— информационное и процессуальное моделирование учебного процесса в связи с целями и конкретными задачами обучения и развития, составом и структурой научного знания, а также психолого-педагогическими условиями;
— технологическая разработка информационных структур в виде монологического изложения и в задачном исполнении, составление и применение логико-структурных схем, различные преобразования учебной информации, анализ учебной информации, обобщение, развитие понятий, способы и средства введения учебной информации в процесс обучения и т.д.;
— управление решением учебных задач и применение коррекционных методов, а также методов вспомогательных, дополнительных и методов индивидуальной помощи;
— применение стимулирующих приемов педагогического воздействия;