Нормативные требования к технологическим умениям педагога
В практике наиболее часто применяется описание профессиональных умений, в котором слабо выражена структура этих умений и нечетко дана их градация. Такие схемы составляются по типу «делает или не делает педагог каких-либо действий». Например, педагог излагает учебный материал ясно или нет, педагог активизирует аудиторию или нет, обладает культурой речи или нет, требователен к обучаемым или нет и т.д. Такая схема анализа деятельности педагога в отдельных случаях может оказаться полезной, но будучи несистемной, составленной на различных, не связанных между собой показателях, которые не свидетельствуют о профессионально-педагогическом стиле управления, лишь косвенно и неглубоко вскрывает особенности регулирования педагогом учебной деятельности и тем более не показывает уровня квалификации педагога. Полученная на основе таких показателей информация не позволяет интерпретировать и объективно оценить уровень квалификации педагога, не помогает вскрыть структуру профессиональных действий, увидеть их состав и способы интеграции.
Параметры полезности и эффективности результата многомерны. Соотнесенность результата с целью определяется посредством выделения ценностных характеристик. Стратегические цели педагогического образования реализуются в описании нормативных качеств педагогической деятельности, направленной на осуществление образовательных и воспитательных задач. Исходными параметрами в определении стандартов технологической подготовки являются профессиональные умения педагога, слагающиеся из умения ставить проблему и переводить ее в систему программных задач, осуществлять эффективный синтез информации о состоянии всей педагогической системы, ее прошлом и настоящем, объективизировать результаты и прослеживать динамику формирования психических новообразований, проектировать и управлять развитием потенциальных способностей учащихся, когнитивных и операциональных структур.
Особое значение имеют знания педагога об операциях управления учебной деятельностью учащихся, знания, воплощенные в действия, представленные в реальности как проектировочная, рефлексивная и регулирующая деятельности. Технологическая грамотность педагога выражается в обеспечении интеграции социальных и образовательных стратегий обучения, создающей образовательный и воспитательный эффект. В связи с задачами технологической подготовки остро ставится вопрос о формировании у студентов ценностных ориентации, понимании ими значимости профессионального образования, своей социальной роли в обществе, личной удовлетворенности выбором профессии.