Конструктивно-генетическое исследование ценностей образования
Цель исследования предполагает обобщение и систематизацию сложившихся в процессе исторического развития ведущих идей, теорий и концепций, а также прогрессивного опыта в сфере отечественного и зарубежного образования, непосредственно связанных с аксиологическими проблемами, раскрытие их научного и практического значения для обоснования логической структуры и содержания педагогической аксиологии как существенной и самостоятельной отрасли теории педагогики. Исследование направлено на создание историко-методологических основ этой новой отрасли педагогической науки.
Объект исследования – историко-педагогический процесс формирования ценностных ориентаций в сфере образования.
Предмет исследования составляет раскрытие с позиций принципа историзма сущностной основы и логико-структурного компонента педагогической аксиологии как самостоятельной отрасли отечественной теории педагогики.
К числу основных направлений реализации предпринятого исследования мы относим: выяснение его методологических основ; определение ценностных ориентации в историческом процессе развития педагогических концепций, теорий и идей в мировом и отечественном наследии классиков философии и педагогики; в программных документах и практике осуществления реформационных процессов в сфере образования; в творческом опыте и профессиональной деятельности педагогов-новаторов и передовых для своего времени учебных заведений.
В качестве ведущих задач исследования, связанных с его целью и основными направлениями, выдвигаются следующие:
1. Проанализировать исторический процесс становления и развития понятийного аппарата аксиологических проблем образования, придать ему определенную системность и целостность как необходимой предпосылке разработки теоретико-методологических основ исследования.
2. Изучить в генетическом плане систему ценностных ориентации в сфере отечественного и зарубежного образования, выявив их качественное своеобразие и вместе с тем логико-историческую преемственность с соответствующими общечеловеческими социально-философскими и этическими категориями.
3. Раскрыть специфические особенности практической реализации ведущих ценностей отечественного и зарубежного образования в различные исторические периоды и показать обусловленность этого процесса духовным менталитетом данного общества, страны, их национально-исторической традицией, социально-экономическими и культурными потребностями эпохи.