Конструктивно-генетическое исследование ценностей образования

Отмеченное выше подчеркивает актуальное научно-практическое значение генетического исследования рассматриваемой проблемы как одного из существенных направлений развития современной отечественной педагогической теории.

Такое исследование, построенное на конструктивно-генетическом методе, призвано содействовать углублению и обогащению предмета педагогической науки, усилению ее практической ориентации.

Комплексная разработка аксиологических аспектов исторического развития мирового и отечественного образования может активно способствовать решению указанной выше важной и актуальной задачи .

Но прежде, чем попытаться раскрыть суть его концепции, определить его основные направления и задачи, считаем необходимым аргументировать правомерность и логическую связь между разработкой отечественной теории педагогики, в частности, ее ценностных ориентиров, и генетическим подходом к решению этой задачи с позиции аксиологии.

Любая теория или концепция, определяющая на более или менее длительный период времени пути формирования общественных явлений и процессов, их углубление и совершенствование, имплицитно включает в себя критерии и нормативы аксиологического плана как прогностического характера, так и отражающие в себе соответствующий исторический опыт с необходимыми коррективами на современность. В этой связи понятно существенное значение ценностных ориентации для определения в данной стране, на том или ином историческом этапе, концепции развития образования. Есть основание различать в ней, по крайней мере, два органически связанных между собой элемента: во-первых, обоснование тех ценностей, на в близком или отдаленном будущем должна ориентироваться сфера образования; во-вторых, формирование в самом процессе образования тех «предметных» и «субъективных» ценностей, на которых строится его развитие. В этом смысле образование представляет собой фундаментальную научно-практическую основу и один из решающих источников создания у подрастающих поколений реальных представлений о подлинных и мнимых ценностях жизни и деятельности людей в духовной и материальной сфере общества, отражающих в себе социальные, правовые и нравственные его нормы.