Конструктивно-генетическое исследование ценностей образования
Проведенная классификация специфических для сферы образования ценностей принимает во внимание, одной стороны, их известное соответствие общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, а с другой, исходит из наиболее устойчивых и признанных в научном сообществе определений рассматриваемого ключевого понятия.
Так, Э.Фромм полагает, что ценности «соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном» .
По убеждению Мартина Хайдеггера, «ценность есть опредмеченная цель, определенная потребностями такого представления, которое самоучреждается в мире как картине... Никто не умирает за голые ценности» .
Развивая это свое определение, М.Хайдеггер подчеркивает мысль о том, что существо ценности стоит во внутренней связи с существом цели. Он вместе с тем в единой логике рассматривает не только ценность и цель, но ценность как основание всякого дела, действия, поступка и как их условие .
Близкое к этой трактовке определение ценностей дает наш отечественный философ АТ. Здравомыслов. Он считает, что «стимулы и причины человеческой деятельности» получают в сфере ценностей дальнейшее развитие: потребности, преобразованные в интересы, в свою очередь, «превращаются» в ценности . Обратим внимание на то, что здесь представление о категории ценности расширяется – оно включает в себя не только ранее данные определения и понятия , но также потребности и интересы.
Потребность в знаниях – существенный вид идеальных потребностей. Формирование такой потребности у тех, кто учится – одна из главных ценностных ориентации в деятельности педагога. Гуманистическая педагогика – от Коменского, призывавшего разжигать у детей жажду знаний и пылкое стремление к наукам , до Сухомлинского, утверждавшего, что учителю надо обладать океаном знаний, чтобы разжечь у воспитанника искорку потребности в познании, – всегда подчеркивала эту истину.
Важнейшим аспектом реализации педагогом ценностной ориентации на формирование у учащихся потребности в познании является внушение им веры в познаваемость мира, действительности. Без такой веры познание невозможно и бессмысленно.