Конструктивно-генетическое исследование ценностей образования
Однако, формируя потребность в знаниях у своих учеников и внушая им веру в познаваемость мира, педагог, если он действительно хочет достигнуть успеха в реализации рассматриваемой ценностной ориентации, призван учитывать и следующее обстоятельство: наука требует веры еще и потому, что знает относительность всякой достоверности и всегда занята сомнениями, вопросами, проблемами, «белыми пятнами». Проигнорировав это обстоятельство, педагог рискует допустить, определенную идеализацию в своем стремлении убедить учеников в познаваемости мира и тем самым нанести ущерб формированию у них представления о ней как важнейшей аксиологической установке.
Не менее значимо и другое обстоятельство, о котором также не может забыть педагог, осуществляя формирование у воспитанников потребности в познании – по сути своей идеальной ценностной ориентации. Известно, что такого рода потребности человека чаще всего достигают наибольшей силы в юношеском возрасте – тогда чуть ли не каждый из тех, кто серьезно и увлеченно относится к овладению знаниями, мечтает что-то открыть, исследовать, сотворить, написать прекрасные стихи или даже поэму, сыграть какую-либо героико-романтическую роль. Следовательно, педагог призван стимулировать потребность в таких творческих, созидательных стремлениях у своих воспитанников. Многообразны формы и методы их ориентации на указанные духовно-нравственные ценности, в основе которых – потребность в знаниях: это и расширение сферы применения исследовательских методик в учебном процессе, и создание как можно чаще таких проблемных познавательных ситуаций, разрешение которых ведет к своего рода открытиям, к обретению чего-то нового в результате проведенного опыта, эксперимента или решения задачи – проблемы.
Установка на ценностные ориентации подобного типа может привести к тому, что стремление к удовлетворению идеальных потребностей, в частности, потребности в познании, с годами не исчезнет у воспитанников такого педагога, который, по определению А. Дистервега, учит своих питомцев самостоятельно искать истину, а не преподносит ее им в готовом виде.