Конструктивно-генетическое исследование ценностей образования
Совершенно иной подход к этическим проблемам, в частности, к их аксиологическому аспекту, был присущ мыслителям, видевшим в человеке прежде всего его несовершенство, историчность, а в обществе – деградацию нравов, представлявшим себе нравственность как самообуздание и самопринуждение. Это логически приводило их и в трактовке ценностей к акцентированию внимания на понятии должного, обязательного .
Отвечая на вопрос о том, какие нравственные нормы предпочтительнее, Э. Фромм, как бы продолжая представленный в предшествующем изложении историко-критический анализ развития аксиологических концепций, в результате исследования «системы Человек», исходя из своей гуманистической концепции ценностей, подчеркивает, «что жизнелюбивые нормы больше содействуют росту и усилению системы, тогда как некрофильские нормы содействуют дисфункции и патологии. Тогда оправданность норм вытекала бы из того, насколько успешно они содействуют оптимальному развитию и благополучию и сводят к минимуму болезненные отклонения» . .
Краткий обзор генезиса аксиологических концепций в этике, осуществ-ленный выше, имеет важное значение для историко-педагогического анализа исследуемой проблемы. Известно, что идеи и теории выдающихся педагогов, а опосредованно через них – практическая сфера образования и воспитания, в той или иной мере отражали в себе этические учения философов, в частности, их воззрения по вопросам ценностей и ценностных ориентаций, наиболее приоритетных и популярных в определенные исторические периоды. Как правило, педагогические концепции гуманистической и демократической направленности основывались на гедонистически-эвдемонистической традиции в этике и аксиологии, на тех ее теориях, которые опирались, по меткому выражению Эриха Фромма, на жизнелюбивые моральные нормы и отвергали некрофильские. Ярким и убедительным подтверждением этого вывода являются концепции таких представителей классической педагогики на Западе, как Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.В.А Дистервег, теоретики и практики филантропизма и нового воспитания, наши отечественные мыслители – В.Ф.Одоевский, К.Д.Ушинскиц, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель, П.Ф.Каптерев и др.