Конструктивно-генетическое исследование ценностей образования
Количество подобных примеров можно было бы увеличить, но и без того понятно, какой богатый и разнообразный по своему содержанию арсенал идей и мыслей, способствующих созданию педагогической аксиологии и обоснованию с ее позиций стратегии развития современного отечественного образования заключен в теоретическом и практическом наследии широкой сферы исследуемой нами духовной культуры.
Не менее значимой, чем рассмотренные выше, идеей трактуемой здесь концепции является сочетание в ней генетического и прогностического аспектов исследования.
Ценностный подход отнюдь не принадлежит только идеальной сфере общественной жизни и человеческой деятельности. Он представляет собой необходимый «мост» от теории к практике, связующее, посредствующее звено между ними, Духовные ценности всегда выступали в качестве близкой или отдаленной цели , стремясь к достижению которых общество, представители его различных слоев, отдельные личности, испытывали действительную потребность, продиктованную историческим запросом, в дальнейшем, прогрессе культуры, человеческой цивилизации. В этом смысле ценностные ориентации представляют собой составной, не только ориентированный на прогрессивное наследие прошлого, не только на современность, но и на будущее, компонент стратегии в определенной области духовной и экономической жизни общества, в частности, и в образовании. Его роль в этом плане, что подтверждается всем мировым и отечественным педагогическим опытом, неоспорима. Именно образование благодаря своей массовости и системности, охватывающее всеми типами школ подрастающие поколения, «переводит» охарактеризованные выше конечные ценности общечеловеческой культуры в сферу формирующегося нового общественного сознания и таким путем оказывает действенное влияние на процессы, происходящие не только в духовной жизни, но и в экономике, и в практической политике.
Понятно, что охарактеризованный здесь круг идей не замыкает собой теоретико-методологические границы концепции осуществляемого исследования. В процессе его реализации система концептуальных идей будет не только расширяться, но и углубляться соответственно цели, объекту, предмету, основным направлениям и задачам решения поставленной актуальной сложной проблемы.