Конструктивно-генетическое исследование ценностей образования

Другой менее влиятельной и не столь многочисленной по представляющим ее приверженцам была традиция, которая выдвигала основополагающим понятием этики категорию должного. Ее выразителями были древние стоики и киники, Лютер, Кант, Кьеркегор, некоторые сторонники концепции нравственного чувства в XIX – XX вв., деонтологических интуитивистов Ч. Брода и Э. Юнга, аналитика P.M. Xeapa.

Можно выделить как самостоятельное направление и релятивизм, одним из видных представителей которого во второй половине XX в. являлся французский философ-экзистенциалист и писатель Ж.П. Сартр. Согласно релятивистской концепции, все ценности провозглашаются делом вкуса каждого человека, за пределами которого у них нет никаких оснований. Согласно идее Сартра, свободно избранный человеком проект может быть чем угодно, а значит и высшей ценностью.

Приоритет первой из охарактеризованных выше традиций наш отечественный философ 1960-х – 70-х годов О.Г. Дробницкий объяснял тем, что задача этики в то историческое время, когда эта традиция получила свое развитие, виделась в философском объяснении содержания нравственных требований к человеку. Поэтому, естественно, всякое долженствование основывалось в конечном счете на понятии ценности. Этическая теория была озабочена тем, чтобы представить моральные требования к человеку как его же собственное стремление и чувство. В такой трактовке долг человека обретал облик его же собственного блага. Отсюда первоочередной задачей этики являлось убедить человека в том, что он сам внутренне заинтересован в исполнении моральных законов, основанных на гуманистического значения ценностях. В крайней интерпретации подобная трактовка приводила к выводу о том, что истинной добродетелью признавалось только совершение благих деяний без внутреннего принуждения, по спонтанному чувству и непосредственному побуждению ценностными ориентирами гуманистического плана. В более умеренной интерпретации задача человека рисовалась как просветление чувства разумом, как такое нравственное самовоспитание, в результате которого он по собственной воле и личному желанию избирает принципом своего поведения свою «подлинную природу».