Конструктивно-генетическое исследование ценностей образования

В этом плане эпоха Просвещения углубила понимание ценностных ориентации образования, сформировавшихся в античном мире и под воздействием идеологии Возрождения. Система духовных ценностей была существенно дополнена в эпоху Просвещения ценностями социально-политическими .

Социалистические учения в их историческом развитии, сложная и противоречивая, не избежавшая дискредитации присущих им гуманистических идеалов и идей, практика их реализации в нашей и в ряде других стран, привнесли, вопреки всему этому, в систему ценностей новые компоненты, к которым сфера образования не осталась нейтральной .

Таким образом, в ходе исторического развития существенно пополняется ценностно-мотивационный ряд, стимулирующий человека к действию и приобретающий значение определенного критерия, в свете которого оцениваются его поведение и деятельность. Человек как само ценность высшего порядка, Труд, Мир, Свобода, Справедливость, Равенство, Добро, Истина и Красота во взаимодействии друг с другом образуют новый рубеж, с которого начинается отсчет в развитии общечеловеческой, гуманистической культуры, всей системы ценностей, так или иначе составляющей основу ориентации сферы образования во всех его звеньях – от низшего до высшего – на стратегические цели.

Второй, не менее существенной идеей концепции исследования выступает идея о качественном своеобразии и специфике ценностей образования, об их самостоятельной роли и месте в общей системе социально-философских, гуманистических общечеловеческих ценностей, т. е. необходимо вычленить в них предметно-педагогический аспект.

В этой связи следует сделать по крайней мере два предварительных замечания. Во-первых, надо иметь в виду, что ниже предлагаемый ряд специфических для сферы образования ценностей начал складываться на определенном историческом этапе ее развития – наиболее отчетливо в эпоху Возрождения и прежде всего .присущ школе с демократической гуманистической ориентацией.

Во-вторых, пока еще не решенной задачей остается выяснение соотношения общечеловеческих ценностей образования с национальными, в частности, с отечественными, российскими, определение их качественного своеобразия. Это должно стать предметом специального исследования.