Формирование основных сфер социально-педагогической деятельности
Социальные проблемы, с которыми сталкивается социальный педагог, такие, как преодоление укоренившихся в сознании людей предрассудков, стереотипов мышления, традиций и обычаев, подчинение своей воли достижению соответствующих социальных ценностей, идеалов, формирование различных ограничений на ту или иную деятельность, своеобразных «табу», необходимость адаптации к изменяющимся природным и социальным условиям с помощью обращения к различным сверх природным силам, духам, магическим и другим действиям, заклинаниям, молитвам и т. д., возникли еще на заре становления человеческого общества. Разрешались эти проблемы, как правило, на уровне донаучных форм сознания, сознательной и бессознательной деятельности. При этом само общество как форма взаимодействия и взаимосвязи людей исторически сформировалось под влиянием многочисленных природно-климатических, геополитических, экономических и других условий. Нормы этого взаимодействия у различных этносов и народов слагались на протяжении тысячелетий. Поэтому они, как правило, не осознаются членами общества, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, как вид той или иной социокультурной практики или культуры.
Социокультурная практика формировалась как стихийно, так и целенаправленно под влиянием мифологического, религиозного, философского, научного сознания. Особая определяющая роль в становлении архетипов коллективного бессознательного и мировоззрения людей принадлежит мифу и религии. По существу, мифы и религия явились основой двух главных видов и форм восприятия мира: субъективного и объективного. Субъективное, или мифологическое, восприятие человеком мира характеризуется своеобразным одухотворением природы и Вселенной, уподоблением их себе самому и существующим общественным порядкам. Объективное восприятие существующего природного и социального порядка и жизни человек связывает с некими существующими независимо от него сверх природными или природными силами. Противоречие между этими двумя способами видения мира и послужило первой и основной предпосылкой его объяснения.
Миф — особый способ объяснения мира, в котором человек, общество, природа существуют нераздельно. Любой миф отличается символичностью, вызывающей заранее проектируемые реакции, стремлением заменить реальность символами.