Формирование основных сфер социально-педагогической деятельности
Элементами духовной жизни на различных этапах развития общества были, есть и будут наука, искусство, идеология, религия, образование и воспитание. Они-то и обеспечивают непрерывность бытия, в противном случае традиции превратятся в окостеневшие фор-мы, а духовное творчество, лишенное традиции, станет разрушительным. Консерватизм перерастает в реакцию, а радикализм — в форму выражения этой реакции. Значит, традиция всегда относительна.
Социокультурная традиция является основой познания, социализации личности, поскольку известные человечеству в целом знания и опыт выступают как нечто новое для вступающего в жизнь человека. Они усваиваются в виде прямого или косвенного подражания обычаю, моде, обучению, воспитанию, без которых нет социального качества жизни. Вся социальная организация поддерживается и направляется, с одной стороны, народной традицией, а с другой — соответствующими институтами социального наследования в виде церкви, системы образования, библиотек, музеев и других учреждений культуры.
Социокультурная традиция проявляется прежде всего через соответствующие стереотипы, веру, убеждения людей. Стереотипы поведения — это устойчивые, постоянно повторяющиеся формы поведения, своего рода его штампы, образцы, принятые в той или иной культуре. Каждой культуре присущи свои стереотипы поведения, коренящиеся в сфере обыденного сознания и в традиционно-бытовой культуре. Они выступают в виде социально одобряемых программ поведения и как бы ограничивают его индивидуализацию. Любая из этих программ базируется на накопленном опыте взаимодействия с внешней средой и является нормой хранения, накопления и передачи следующим поколениям с помощью социализации.
Стереотипы поведения в отличие от нормы лишены оценочного содержания, в соответствии с которым любой поступок может быть охарактеризован как «правильный» или «неправильный», «хороший» или «плохой», «высокий» или «низкий».
Традиция, как и другие донаучные предпосылки формирования основных сфер социально-педагогической деятельности, базируется не на доказательстве, а на вере. Вера же — отношение к событиям, теориям и даже вымыслам как к определенным ценностям, имевшим важное значение для жизнедеятельности человека, которые признаются за достоверные, принимаются без всяких доказательств.
Человек познает мир, начиная с рождения, перенимая опыт своих родителей, ближайшего социального окружения на веру благодаря эмоционально-ценностному взаимодействию с окружающей социокультурной средой.