Формирование основных сфер социально-педагогической деятельности
Суть его работы сводится к разработке соответствующих идеальных моделей и их воплощению в жизнь, ориентированных в основном на политические средства ее решения. Без опоры на идею, развивающуюся в определенной социальной среде, мировоззрение социальных групп, обладающих способностью наделять смыслами действия индивидов в пределах актуальных для них ценностей и вызывать к жизни определенную практику, социально-педагогическая деятельность эффективной быть не может. В этом плане социальная педагогика теснейшим образом связана с народной педагогикой, являющейся конкретным выражением национально-культурной традиции в области образования.
Корни социальной педагогики восходят к различным национальным сокровищницам педагогической культуры, к культурным, трудовым, художественным, нравственным, религиозным ее традициям. Социальная педагогика - это прежде всего национальная педагогика, нормы и принципы которой проявляются уже в устном народном творчестве, обрядах, ритуалах, верованиях. Вот почему сегодня так остро стоит вопрос о безотлагательной социальной «реабилитации» различных функций традиционной народной культуры, особенно педагогической. Можно утверждать, что изучение народной культуры в нынешней социокультурной ситуации — важнейшее условие и едва ли не главная предпосылка создания действенной модели-концепции педагогического прогнозирования в целом. Народная педагогика предполагает устную передачу из поколения в поколение опыта и сведений о народе и особенностей воспитания. Арсенал народной педагогики — это и популярные, доступные для понимания и практического применения советы, и рекомендации на те или иные случаи жизни. В контексте художественно-образного сознания народа, в первую очередь в фольклоре, самобытных способах его функционирования, «закодирован» своеобразный ключ к психологическим механизмам возрождения национально-специфических форм, средств, методов педагогического мышления и деятельности. На основе вычлененных народно-педагогических идей сегодня предпринимаются попытки создания системы образовательно-воспитательной работы.