Формирование основных сфер социально-педагогической деятельности
Жизненный мир, определяемый «климатом», есть своеобразное пересечение потоков индивидуального сознания. Понять другого — значит понять его субъективный мир.
Объединяющим началом разных субъективных миров является общность перспектив. Смысл общения сводится к способности принимать точку зрения другого и понимать друг друга, обмениваясь при этом общими перспективами.
Социокультурная близость в жизненном мире во многом вытекает из пространственного единства , в котором люди поневоле выступают как «сообщники» . Их объединяют единство времени, одинаковый поток событий, общие мелочи жизни. В результате этого возникают своеобразные «фоновые» ожидания, представляющие собой основу социальной стандартизации, и закладывается своего рода основа обыденной практической жизни. «Фоновые» ожидания носят добровольно-принудительный характер и в совокупности представляют порядок, регулирующий социальную действительность индивида. Этот порядок порой настолько различен в разных этнических, региональных, поселенческих, религиозных и других общностях, что требует не только особой подготовки социального педагога и других категорий социальных работников, особой стратегии и тактики их работы, но и особой социальной политики. Когда реальный жизненный мир социальных групп и общностей предполагает различные принципы общения, тип мышления, ценностные ориентации и структуру социальных потребностей, универсальные принципы и методы социально-педагогической деятельности не срабатывают. Одно дело, когда у школьников преобладает образно-эстетический тип мышления, и совершенно другое, когда для них характерно абстрактное мышление. Точно так же и социальному педагогу приходится считаться с тем, что одни социальные группы образуются на основе общих коллективных норм, общинных принципов жизнедеятельности, а другие — на основе интеграции индивидуальных потребностей, способностей, межличностных форм общения и т. д.
Игнорирование жизненного мира личности и социальных групп, а следовательно, и существующей социокультурной реальности обычно ведет к абсолютизации «идеального мира» и сведению социально-педагогической деятельности лишь к социальному проектированию и социальной инженерии. Своеобразным оправданием такого подхода является ставка на теоретическую или логически упорядоченную систему знаний и представлений, содержащую относительно-целостное понимание сущности явлений социальной действительности, и недооценка обыденного сознания, отражающего реальный жизненный мир людей. В таком случае сам социальный педагог предстает лишь как специалист в области социальной инженерии и технологии, ориентированный на педагогизацию социальной среды, предупреждение отклоняющегося поведения, реализацию соответствующих социальных идеалов, но не способный вникнуть в суть насущных социальных проблем.