Формирование основных сфер социально-педагогической деятельности
Жизнь человека перестает быть во власти его собственного «я», определяется стечением обстоятельств, не зависит от его воли и целеустремленной активности. Она теряет всякий смысл. Из плоскости свободы и ответственности она переводится в плоскость фатальной необходимости, безысходности и соответственно абсолютной безответственности. Возрождать человека к активной жизни есть основное направление социально-педагогической деятельности. Достижение же этой цели возможно лишь на основе укрепления веры человека в незыблемость традиционных общечеловеческих ценностей: жизни, служения людям, добра, справедливости, совести и т. д.
Таким образом, традиции, стереотипы поведения, верования, менталитет в своей совокупности создают своеобразный жизненный мир человека. В отличие от «идеального», это повседневная реальность, ограниченная конкретным социальным пространством и временем и так или иначе связанная с природой самого человека, его естественными потребностями и отражающими их ценностными ориентациями, стереотипами мышления, обычаями, традициями, нормами экономической и социальной жизни.
Жизненный, или повседневный, мир человека — это, во-первых, его цели, проекты и интересы; во-вторых, географические, климатические, социокультурные, экономические, экологические, религиозные и иные факторы жизнедеятельности, имеющие ценность для человека сами по себе. И эти ценности передаются друг другу с помощью подражания и понимания или бессознательного отражения коллективного опыта, субъективного осмысления «значимых действий», формирования смыслов и т. д.
В-третьих, жизненный мир составляют экономическая жизнь, коллективное, бессознательное как часть психики. Последняя является результатом не личного, а коллективного опыта, представленного главным образом архетипами или определенными формами душевной психической жизни, религиозным, мифологическим и иным опытом.
Ценности жизненного мира не могут быть оторваны от исторического, религиозного и другого опыта. Например, экономические ценности имеют только коллективное происхождение, являются результатом интеграции индивидуальных качеств и не выражают ничего потустороннего, идеального.