Формирование основных сфер социально-педагогической деятельности

Чувства, порождающие и развивающие в социальных группах, обладают энергией, которой не обладают индивидуальные чувства. У социального человека, испытывающего их, возникает впечатление, что он находится во власти сил, которые управляют им.

Увлекаемый группой индивид забывает о себе, своих собственных интересах, целиком отдаваясь общим целям. Полюс его поведения смещается и переносится во вне его самого.

В-четвертых, жизненный мир человека включает в себя различные коммуникативные формы «символического взаимодействия», проявляемые в информационных процессах, языке, средствах связи и т. п., которые во многом обусловливают смысл жизнедеятельности. В ходе повседневного социального взаимодействия его участники вырабатывают линию собственного поведения на основе интерпретации поведения других. В зависимости от среды взаимодействия формируется и образ человека, оценивается соответствие норм, ценностей, групповых ожиданий и форм поведения, созданных действиями других. Таким образом сознание индивида наполняется смыслами, проистекающими из социального мира. Люди как бы примеряют их на себя и создают свою индивидуальность, конструируют собственное поведение. А сама социальная жизнь предстает как непрерывный процесс приспособления, взаимной подгонки участниками своего поведения к поведению других. Это приспособление друг к другу вырабатывает общие представления, необходимые для взаимного понимания, построения совместных действий с целью разрешения стоящих перед ними ситуаций.

В-пятых, повседневная жизнь включает в себя целый ряд действий ритуального характера, в которых индивиды как бы играют различные роли. Сценарии же игр определяются самой социальной системой, предписывающей, какую роль и в какой ситуации играть. При этом каждой социальной группе присущи свои убеждения, свое самосознание, существенно отличающиеся от научных и других идеальных образцов поведения. Понять эти субъективные состояния можно лишь через постижение смысла организованного повседневного жизненного мира, через исследование символов в виде раз-личных жестов, мимики и др. Одним словом, для этого необходимо установить рациональность форм человеческого взаимодействия, основанного на субъективной интерпретации поведения и эмоциональных его переживаниях, изучить существующий в общности нравственно-психологический климат.