Формирование основных сфер социально-педагогической деятельности

Вера ставит каждого из нас перед высшей ценностью жизни, суть которой может быть совершенно различной для разных людей. Главная же ценность жизни обычно и составляет предмет веры. В одном случае в качестве такой ценности провозглашаются святость, святыня, жизнь, восходящая к Богу, в другом — любовь, свобода, равенство, познание или другой способ организации жизни или бытия человека.

В любом из этих случаев вера — результат ценностного выбора человека, ценностного отношения к ценностям своей жизни и ее осмысление. В результате принятия той или иной высшей ценности человек посвящает себя служению Богу, науке, искусству, борьбе за свободу и т. д. и в этом служении обретает смысл своей жизни. Тем самым человек сам придает смысл своей жизни в зависимости от того, какое значение имеет для него та или иная сфера — религиозная, политическая, социальная, нравственная. Иными словами, вера — средство обретения человеком всей полноты жизни, восприятия ее как величайшего блага, и это убеждение дает ему силы, чтобы переносить трудности, тяготы повседневного существования, не впадая в отчаяние и уныние.

Вера в осмысленность бытия обычно поддерживается ее нравственной субстанцией, осознанием человеком своей принадлежности к определенному народу, нации, другой социальной общности, своей ответственности за судьбы других людей, осознанием своей необходимости им и во многом определяется уровнем культуры человека. Постоянное пополнение идеями, знаниями, полнота духовной жизни придает ей осмысленность и богатство содержания. Чем богаче духовно человек, тем больше у него жажда жизни, вера в себя и свое дело, желание успеть довести его до конца.

При потере веры человек выводит себя за рамки определенной культурной традиции, уклада и стиля жизни, обретает неуверенность, замкнутость в себе, чувствует разорванность своего бытия, теряет внутреннее душевное равновесие и согласие с самим собой, способность выразить свою собственную позицию. Он как бы теряет связь с другими людьми, все то, что его объединяет с ними. Вопрос зачем я живу? в данном случае сменяется вопросом почему я?. И это становится одной из причин суицидального поведения и различных отклоняющихся форм поведения: алкоголизма, наркомании, токсикомании, проституции и др.