Формирование основных сфер социально-педагогической деятельности
Структурное свойство стереотипов традиции непосредственно связано с их ориентацией на внутренние механизмы самоорганизации. И чем сложнее система, тем большее место в ее жизнедеятельности занимает самоорганизация, саморегуляция, координация действий составляющих ее подсистем.
Регулятивный характер традиции сближает ее с понятием социальной нормы — базисной категории социального контроля. Традиция, как и стереотипизация, распространяется на всякое поведение в любой сфере человеческой деятельности, в то время как социальная норма регулирует лишь общественное поведение людей.
К числу традиционных форм общественной регуляции относятся ритуал и обычай, определяющие нормы и правила, унаследованные от предков и поэтому имеющие безусловный принцип поведения для любого члена группы. Регламентируемый ими социальный порядок считается вечным и неизменным, раз и навсегда установленным. Вопрос почему именно так, а не иначе? не имеет значения, ибо весь смысл традиции как раз в том и состоит, чтобы делать так, как это было оценено «в первый раз». При этом в качестве объяснения настоящего нередко выступает миф или мифологическое предание. Например, в обществах архаического типа сам факт неизменности воспроизведения ритуала рассматривался как залог благополучия коллектива, ибо он символизировал устойчивость социальной структуры коллектива. Традиции как основные элементы экономического и духовного бытия в какой-то мере связывают современность с прошлым и будущим, например современная система образования как бы в снятом виде отражает греко-римскую, или эллинистическую традицию. Вместе с тем она не может не развиваться и не испытывать влияние современных изменений. Неспособность адаптироваться к изменяющейся социокультурной среде с помощью привычных норм поведения может привести к кризису образования. В то же время традиции и инновации несовместимы. В силу этого перед общественной жизнью всегда стоит задача установления гармонического равновесия между традицией и инновацией. На практике разрешение конфликта между традициями и инновационными формами поведения требует определенных усилий со стороны социальных педагогов и социальных работников. Для этого они должны исходить из того, что коллективизм, основанный на традиции, и творческая инициатива питаются и живут за счет друг друга. Там, где принцип сохранения старого, соблюдения устоявшихся традиций поглощает и подавляет свободу личной инициативы и творческого сознания, начинает вымирать сама первооснова общественности — духовная жизнь.