Формирование основных сфер социально-педагогической деятельности
Ментальность — это социокультурный феномен, поскольку все его элементы даны в виде символов, кодов культуры, предметных вещественных форм и наработанных способов деятельности, т. е. типичных форм практического поведения в социокультурном поле.
К формам ментальности относятся схемы поведения, характерные для данной общности, коллективные и социальные представления, интеллектуальные привычки, про-являющиеся в интерпретации и освоении окружающего мира. Эти схемы поведения не только стихийно закрепляются в опыте человека в результате многоразовых их повторений, но и целенаправленно воспроизводятся через соответствующие системы образования и воспитания. Уже на ранних этапах человеческой истории выделялись особые категории людей, которые профессионально занимались воспроизведением, поддержанием и обновлением культурных норм и ценностей. В племенных обществах это были шаманы и вожди, пользовавшиеся особым статусом. С помощью обращения к духовности, заклинаниям, обрядовым действиям они исцеляли тело и душу, обеспечивали эффективность различных видов деятельности, общения, взаимодействия с природой и другими людьми. Позже на смену им пришли медицинские и другие знания, внимание которых акцентировалось на телесности, физиологии и анатомии человека. Однако и сегодня без веры в исцеление, без отношения к здоровью как абсолютной ценности трудно бороться с недугом. И если в шкале ценностей здоровье занимает 15-е место после различных материальных и социально-политических ценностей, то здоровье нации ставится под угрозу. В основе же такого пренебрежительного отношения к своему здоровью нередко лежат бессознательные установки на примат духовного перед телесным, на бессмертие души, которые прививались многовековым опытом христианства, в частности православия, и других мировых религий. Точно так же языческие «договорные отношения» между землей и небом, сопровождаемые жертвоприношениями, во многом служили основой развития правовых отношений. Но далеко не все магические ритуалы и религиозные обряды имели позитивное социальное значение. Примером тому может быть потребление наркотиков, токсических веществ и алкоголя. Для стран мусульманского Востока потребление наркотиков — дело настолько привычное, что является неотъемлемой частью образа жизни населения. Не в меньшей мере, чем страны Востока, подвержены потреблению алкоголя северные и западные страны.