Технология социально-педагогической поддержки развития личности

Другие подчеркивают постоянно исключительность своего чада по сравнению с другими, тем самым развивают у него неадекватную самооценку, ведущую к интолерантности. Третьи пребывают сами в постоянной депрессии и втягивают своего ребенка в состояние пессимизма и уныния. Четвертые ведут аморальный образ жизни, внедряют в сознание ребенка свои безнравственные идеи, совершают соответствующие поступки.

Накоплен достаточно большой опыт помощи ребенку, не удовлетворенному своим положением в среде подростков, стремящемуся к социальному признанию, к интеллектуальному или физическому развитию. Если он осознает свою проблему, ему нужно только помочь выбрать средства для ее преодоления, создать соответствующие условия. Опасность современного периода заключается в том, что увеличилось количество подростков и юношей инфантильных, но с большими амбициями, нигилистическим взглядом на мир, пренебрежительно или с ненавистью относящихся к другим людям по социальному, этническому или конфессиональному признаку. Такое неконструктивное неудовлетворенное состояние может привести подростка к антисоциальным поступкам, проповедованию идей сатанизма, нежеланию вообще трудиться. Если это связано с дефицитом любви в семье, то педагог может создать такую культурную среду, где ему стало бы уютно. Это и "дружеские посиделки", душевные беседы, доброе внимание со стороны учителя, сверстников. А если это связано с без духовностью личности, "генетической безнравственностью" или безнравственностью, приобретенной в семье, окружающей социальной среде? Как достучаться до его Я-идеального? Одним из путей может быть использование метода "зеркального отражения", т. е. воздействие на восприятие мира подростка путем завуалированной демонстрации фактов и судеб подобных ему людей с опорой на потребностные сферы его личностных притязаний. Одновременно можно включить его в те виды деятельности, где он мог бы испытать радость от доброго поступка, помощи однокласснику, учителю, животным, деревьям и т. д.