Технология социально-педагогической поддержки развития личности
Возникновение активности можно охарактеризовать моментом запуска стимулов. Для их определения мы опирались на принцип полидисциплинарности, т. е. использование не только педагогических, но и пограничных с педагогикой понятий (психологических, философских). Стимулы активности включают неудовлетворенность (неудовлетворенность своим бытием, личностными качествами, окружающей средой), что определяет возникновение потребностей; качественные характеристики и способности человека; мотивы личности. Новые мотивы, возникшие в результате неудовлетворенности личности, основанные на новых идеях и ценностях, порождают новую цель деятельности, при этом они вступают во взаимодействие с теми личностными характеристиками личности и ее способностями, которые стимулируют процесс возникновения активности. Неудовлетворенность влияет на возникновение мотивов, затем мотивы, подталкиваемые соответствующими личностными способностями и качествами личности, высвобождают внутренне сконцентрированную энергию личности, превращая ее активность во внешнюю деятельность. Степень "взрыва" (проявление активности во внешней деятельности) зависит от степени неудовлетворенности, а также таких качеств личности, как оптимизм, усердие, эмпатия, толерантность, развитость, прежде всего тех способностей, которые обеспечивают успешность осуществляемой деятельности.
Значение неудовлетворенности личности как процесса, про
исходящего внутри человека, явно недооценивается в современной науке. Каждый на собственном опыте постоянно убеждается в его существенном влиянии на бытие человека. Удовлетворение характеризуется как эмоциональное состояние личности, возникающее на духовно-нравственном, социальном и материальном уровнях. Состояние удовлетворенности тесно связано с потребностями человека. В этом смысле оно корреллируется с известной "пирамидой потребностей" А. Маслоу. Удовлетворение потребностей нижнего уровня — витальных потребностей — ведет личность по пути удовлетворения потребностей следующих вышестоящих уровней. Поэтому неудовлетворенность как состояние человека опережает процесс проникновения потребностей.