Технология социально-педагогической поддержки развития личности

Неудовлетворенность личности тесно связана с потребностями, мотивами и поступками личности.

Состояние, возникшее у индивида вследствие неудовлетворенности во внешних или внутренних факторах, необходимых для полноценного (равновесного) его существования и развития, характеризуется как потребность, которая для своего удовлетворения подталкивает, т. е. побуждает к деятельности, которая помогает снять неудовлетворенное состояние. Однако неудовлетворенность является процессом, так как после ее реализации, возникает другая, устремляющая человека от биологической неудовлетворенности (физическое обеспечение организма пищей, теплом, сексом; физическое состояние тела, природная среда и т. д.) к социальной (неудовлетворенность своим положением в группе, неудовлетворенность группой, социальным окружением, обществом, средой обитания), затем к идеальной (не-удовлетворенность возможностями познания мира, качествами, уровнем своего духовного развития).

Если возникла неудовлетворенность личности, возникли потребности, но мотив оказался не сформирован или не был реализован в конкретной деятельности, то это ведет к неудовлетворенности собой, другими людьми, средой, что подталкивает вновь к включению движения активности с возможными изменениями потребностей, побуждающих через мотивы к деятельности.

Отсутствие потребностей при возникновении неудовлетворенности приводит к появлению агрессивного, депрессивного или пассивного состояний, что может привести к разрушению личности. Поэтому выпадение одного из элементов в цепи активности несет отрицательные последствия для личности.

Неудовлетворенность индивида относится к побудительным, эмоциональным факторам (положительным или отрицательным) или смыслообразующим (ценностным) — стимулам развития потребностей, потребностного состояния личности.