Технология социально-педагогической поддержки развития личности
Возникшая неудовлетворенность ведет к появлению потребности осознания возникших внутренних (субъективных) или внешних (объективных) препятствий (трудностей). Это подталкивает личность к поиску причин, их породивших, и определению проблемы. Личность находит новые смыслы, определяет цели и задачи, способы их удовлетворения, возникают мотивы-ценности (по А.Н. Леонтьеву), которые помогают в осуществлении необходимой деятельности. На новом этапе вновь возникает неудовлетворенность как свойство человека к постоянному движению к возможностям своего бытия, требующая коррекции предыдущей деятельности или выходу на новый виток развития. Вновь включается механизм активности.
Неудовлетворенность может выступать в конструктивном (позитивном) виде как творческая неудовлетворенность, желание изменить себя (связана с процессом саморазвития личности), среду своего обитания. Деструктивная неудовлетворенность предполагает негативное отношение к людям, обществу, деятельности, созвучно с нигилизмом как отрицанием всего, что окружает. Она возникает при ориентации личности на внешний локус контроля, когда проявляются такие черты, как неуверенность, неуравновешенность, агрессивность, тревожность, подозрительность.
Конструктивная неудовлетворенность возникает в момент проявления личностью интереса к новому и осознанием того, что ей этого недостает. Платон говорит о неудовлетворенности как присущему человеку стремлении к постижению "мира идей", идеала. Гончар, по его мнению, не может быть удовлетворен сделанным им кувшином, так как идеальное представление о нем всегда прекраснее, чем то, что сделано даже самым искусным мастером. Неудовлетворенность, по его мнению, является той силой, которая толкает человечество по пути своего развития к Истине.
Если субъект находится в некоторой оппозиции по отношению к социокультурной среде, у него возникает неудовлетворенность своим развитием в данных условиях. Это приводит к
появлению новых потребностей, включению механизма активности путем высвобождения стимулов, что ведет к изменению среды и себя в ней, или толкает к поиску другой среды. В ней должно развиваться такое количество условий, которые были бы необходимы для ее субъектов. Она развивается в соответствии с запросами личности.