Проблемное обучение и другие образовательные технологии
В практике высшей школы наиболее часто применяется разновидность информационной технологии — информационно-сообщающая. Это наиболее широко применяющийся стиль обучения, суть которого — в раскрытии содержания науки в виде описания научных фактов, педагогической трансформации информационных сведений, констатации известных науке явлений или событий. На лекции последовательно сообщается о свойствах и структуре изучаемых объектов. В отличие от информационно-дедуктивной технологии эта разновидность информационного обучения используется, когда необходимо выдать информацию, готовую для ее усвоения. Но такая технология обучения в наименьшей степени, в сравнении с предыдущими, затрагивает мотивационные основы личности, вызывает напряжение памяти, требует волевого внимания, самостоятельного выстраивания логики материала. Активность и самостоятельность мышления слушателей в этом случае заметно ниже, особенно если сопоставлять с интенсивностью интеллектуальных процессов в условиях проблемного обучения. Такие технологии обучения достаточно часто встречаются в педагогических аудиториях.
В реальной практике описанные технологии обучения не существуют в чистом виде, поэтому трудно говорить о точных границах между ними. Между тем они обладают принципиальными особенностями, связанными со структурой учебного текста и методами обучения, и в результате — разной педагогической эффективностью.
В педагогическом процессе технологии обучения не исключают, а дополняют друг друга. Они создают общую синтетическую характеристику педагогической деятельности, являющуюся непременным условием для полноценного образования и интеллектуального воспитания студентов. В практике обучения важно их квалифицированное сочетание, комплексный подход к применению.
В дидактике известен также особый способ организации обучения — технология программированного обучения. Уровень активности обучающихся и развитие их творческих и исследовательских способностей в ходе программированного обучения определяются в зависимости от того, каковы педагогические структуры управления познавательной деятельностью. Поэтому, хотя программированное обучение является самостоятельной технологией, его следует характеризовать и с позиции той или иной технологической стратегии обучения из числа приведенных нами ранее.