Проблемное обучение и другие образовательные технологии
Затем дается трехступенчатое изложение научных фактов относительно поведения субъектов, обладающих разным уровнем интенсивности потребности в успехе в случае неудачи. В первом варианте автор сообщает результаты относительно субъекта с низкой интенсивностью потребности, во втором — автор сообщает результаты и объясняет причину, в третьем — ведется проблемное изложение, объяснение причин и механизма реакции субъекта. После рассмотрения этих трех возможных вариантов поведения субъекта в условиях постигшей его неудачи подводится итог — вывод в виде проблемы, которую предстоит обсудить. Решением ее и завершается этот фрагмент учебного текста.
Анализ текста свидетельствует о том, что однозначная оценка его с позиции той или иной технологии обучения затруднена и, более того, невозможна. Он представляет собой сложную систему различных дидактических приемов обучения. Согласование между информационным повествованием , описанием, объяснением, задачами проблемного типа, вопросами и ответами составляет единую систему, является целостным образованием, характеризующимся сложной логической структурой.
Однако отсюда не следует, что лекцию или сообщение преподавателя, тем более общую стратегию обучающей методики, нельзя построить и оценить с позиции технологий обучения. В определенных случаях преподаватель применяет исключительно информационные технологии и использует стандартные задачи, решение которых формирует алгоритмы действия. Однако приемы организации информации и способы коммуникации с обучающимися не должны иметь однородный состав. Обязательным компонентом в них являются методы и приемы проблемного обучения, которому принадлежит первенство в системе развивающего обучения.