Проблемное обучение и другие образовательные технологии
П. В. Копнин подвергает сомнению возможность построения научного знания исключительно путем логического анализа и ставит задачу: выяснить, все ли в научном знании служит объектом логического анализа. В целях решения этой задачи автор приводит точку зрения некоторых исследователей, состоящую в том, что логический анализ имеет дело только со структурой вывода. Признавая важность этой стороны научного знания и роль выводного, автор выявляет противоречие между утверждением об универсальности логического вывода как источника научного знания и наличием других путей: выдвижения новых положений на основе обобщения передового опыта, экстраполяции прежних теоретических принципов, т. е. таких методов развития знания, которые не сводятся к логической дедукции. Возникает дилемма: остаться на той точке зрения, что все в знании служит объектом логического анализа, или, признав сложность и многосторонность знания, согласиться с автором о возможности развития знания не только путем простой логической дедукции. Поставленная задача как бы вытекает из созданной проблемной ситуации.
Итак, перед нами пример построения содержания и структуры текста, имеющего сходные черты с проблемной структурой лекции. Речь идет о научной проблеме, которая вскрывается автором с помощью имеющихся в науке противоречий и разрешается посредством обсуждения раскрытого конфликта с позиции защищаемой автором теоретической концепции. Проблемная педагогическая ситуация обусловлена внутренней конструкцией информационного материала. Созданная связь между научной проблемой, подлежащей изложению, и структурой ее изложения в приведенном примере остро выявлена, опредмечена в виде постановки проблемы, дана ее формулировка. При этом острая дискуссионность вызвана тем, что автор защищает конкретную научную позицию путем показа несостоятельности иных точек зрения и тем самым подготавливает постановку проблемы в интересующем автора аспекте.
Приведенная выдержка из текста иллюстрирует наиболее типичный вид монологического изложения научного материала, в котором имеет место совпадение научной и дидактической проблем. Построение такого текста свойственно, как правило, научным статьям и лекциям, связанным с постановкой и обсуждением дискуссионных научных проблем.