Проблемное обучение и другие образовательные технологии

Иным образом строится изложение научного материала при объяснительно-иллюстративном обучении. Как показывает само название, его педагогическая функция — передать знания слушателям, обеспечить их усвоение с помощью объяснения изучаемых явлений и с использованием иллюстративного материала. Такой стиль изложения является исключительно учебным, он не свойствен научным дискуссиям и научным статьям. Разработка его целиком является прерогативой педагога. Создается такой текст в целях сделать объект изучения понятным для обучающихся.

Если в случае проблемного обучения адаптация научного знания идет главным образом по линии глубины, то во втором варианте педагогической обработке подвергается также и логика научной информации, предполагающая пояснение лектором научных фактов, событий и явлений. Восприятие слушателем сообщаемого вопроса, включение информационных сведений в систему собственных знаний при объяснительно-иллюстративном обучении происходят с помощью преподавателя, обозначающего имеющиеся связи и отношения между вновь привнесенным знанием и уже имеющимся опытом. Такое обучение обеспечивает более быстрое формирование знаний, так как их наращивание и реконструкция подвергнуты достаточно жесткому педагогическому управлению, способствующему осознанному восприятию знаний слушателями, формированию у них системы научного знания. При этом усваиваемое научное знание соответствует логике науки, ее тезаурусу.

Сказанное не означает, что объяснительно-иллюстративное обучение более предпочтительно, нежели проблемное, — отнюдь нет. Хотя оно и имеет целый ряд позитивных сторон, но уступает проблемному в аспекте воспитания творческой деятельности, инициативы, самостоятельности и, как результат этого, обладает значительно меньшими возможностями для общего развития личности. Поэтому объяснительно-иллюстративная технология должна выступать совместно с проблемной. Благодаря своим дидактическим особенностям технология объяснительно-иллюстративного обучения обладает большим экономическим эффектом в деле образования. Проблемное обучение дополняет его и выступает в качестве основного стимулятора для развития общих способностей учащихся, формирования активной личности.