Проблемное обучение и другие образовательные технологии

Чтобы яснее представить себе обсуждаемую технологию сообщающего обучения, приведем наиболее типичные примеры из учебников, демонстрирующие достаточно стройный текст, но лишенный объяснения и тем более проблемной постановки вопроса:

«Рост растений сопровождается различными движениями, большинство из которых является ответной реакцией на различного вида раздражители .

Различают два типа движения у растений: ростовые и сократительные.

Ростовые движения могут быть связаны с различным действием раздражителей. Ростовые движения, вызванные раздражителем, действующим в одном направлении, называют тропизмами. Ростовые движения, связанные с рассеянным влиянием раздражителя, называют настиями.

Тропизмы могут быть положительными и отрицательными .

Различные виды тропизмов получили свое название от источников раздражения».

Еще пример информационно-сообщающего обучения:

«Любая популяция теоретически способна к неограниченному росту численности, если ее не лимитируют факторы внешней среды. В таком гипотетическом случае скорость роста популяции будет зависеть только от величины биотического потенциала, свойственного виду. Понятие биотического потенциала введено в экологию в 1928 году Р. Чемпеном. Этот показатель отражает теоретический максимум потомков от одной пары за единицу времени, например, за год или за весь жизненный цикл».

Еще пример информационно-сообщающего обучения, который тоже связан с репродуктивным уровнем учебно-познавательного процесса:

«На основе понятий и суждений формируются нравственные убеждения, которые характеризуют единство рационального, пережитого и действенного отношения к миру. Нравственные убеждения — это не просто знания о нравственных нормах, точнее, их понимание, это то, что и пережито, прочувствовано, что доказано, что является руководством к действию. Нравственные убеждения и есть наиболее совершенное выражение нравственного сознания школьника, его отношения к обществу, людям, деятельности, к самому себе».