Проблемное обучение и другие образовательные технологии

Примеры объяснительно-иллюстративного обучения можно легко обнаружить в любом вузовском и школьном учебниках, они имеют место и в лекциях по любой научной дисциплине. Это вполне закономерно, поскольку технология удобна в пользовании и дает достаточно высокую результативность.

Приведем пример текста объяснительно-иллюстративного характера:

«Цикл сердечной деятельности состоит из систолы и диастолы предсердий и систолы и диастолы желудочков. Цикл начинается с сокращения правого предсердия, и сразу же начинает сокращаться и левое предсердие. Систола предсердий начинается за 0,1 с до систолы желудочков. При систоле предсердий кровь не может попасть из правого предсердия в полые вены, так как сокращающееся предсердие закрывает отверстия вен. Желудочки в это время расслаблены, поэтому венозная кровь через раскрытый трехстворчатый клапан поступает в правый желудочек, а артериальная кровь из левого предсердия, поступившая в него из легких, через раскрытый двустворчатый клапан выталкивается в левый желудочек. В это время кровь из аорты и легочной артерии не может попасть в сердце, так как полулунные клапаны закрыты давлением крови в этих кровеносных сосудах».

Между объяснительно-иллюстративным и проблемным обучением возможны постепенные переходы, когда постановка дискутируемого вопроса в своей логике теряет остроту, вопрос подвергается обсуждению, как это делается при проблемном обучении, но включается и объяснение явлений, что свойственно объяснительно-иллюстративному обучению. Такая переходная форма нередко используется авторами учебников и лекторами, текст позволяет объяснить сложные закономерности и при этом за короткое время изложить научные факты.

Приводим два примера такого изложения:

«Расходование гликогена и образование молочной кислоты связаны между собой. Так, при отсутствии кислорода количество образующейся молочной кислоты эквивалентно количеству исчезающего гликогена. Поскольку расщепление гликогена до молочной кислоты не требует присутствия кислорода и сопровождается быстрым освобождением энергии, одно время думали, что эта реакция непосредственно обуславливает мышечное сокращение. При наличии кислорода мышца окисляет около 20 % молочной кислоты до углекислоты или воды, а энергию, освобождающуюся при этом окислении, использует для превращения остальных 80% молочной кислоты в гликоген. Таким образом, становится понятным, почему молочная кислота не накапливается в мышце при достаточном количестве кислорода и почему мышца утомляется быстрее, сокращаясь в отсутствие кислорода».