Проблемное обучение и другие образовательные технологии
Информационно-сообщающий характер обучения предполагает репродуктивную деятельность слушателей, в ходе которой происходит усвоение готовых знаний. В этом случае научный материал обрабатывается автором учебника или лекторами и может быть предложен для запоминания. При этом построении изложения вовсе не следует думать, что знания приобретаются студентами формально, мышление работает только на запоминание и воспроизведение. В ходе такого обучения учащиеся воспринимают осознанные знания, но при этом могут испытывать затруднения в их применении и использовании в новых учебных ситуациях. В результате могут сформироваться недостаточно полноценные знания, лишенные основного дидактического свойства: системности и конкретности. Отсутствие активного процесса познания в этом случае не способствует выработке творческих способов познания.
Вместе с тем сказанное об информационно-сообщающем стиле обучения справедливо, если весь учебный процесс организовывать подобным образом. В современной практике обучения это наблюдается редко, хотя все же имеет место. Особенно этим свойством страдает лекционная методика, когда студентам на протяжении всего времени сообщаются научные факты, но не объясняются их источники, причинно-следственные связи и тем более они не обсуждаются в качестве проблемы, подлежащей решению.
Вполне закономерно включение готовой информации в текст лекции в тех случаях, когда требуется сформировать у слушателей научные понятия, сложившиеся в той или иной науке, а также знания, являющиеся аксиоматическими или нормативными. В ряде случаев вводятся готовые знания для описания свойств объекта, явления или события, для ознакомления с терминологическим аппаратом науки. Желательно, однако, чтобы в такой лекции использовалась также методика проблемного введения слушателей в систему понятий, необходимых для понимания исследовательских задач науки и их результатов. Структура сообщающего изложения обычно присуща не целиком всей лекции и тем более циклу лекций, а отдельным ее фрагментам. Кроме того, как и в уже описанных ранее вариантах учебного текста, такое построение употребляется во взаимосвязи с другими технологиями обучения, так как необходимо создать сложный комплекс современных технологий обучения, предусматривающих различные структуры построения учебного текста лекций, а также заданий и задач.