Проблемное обучение и другие образовательные технологии

В основе программированного обучения лежит, по существу, технология задачного обучения. В условиях программированного обучения возможен любой пропуск в логике изложения, который учащемуся предстоит заполнить, проверить свой ответ и идти дальше, или предлагается выбрать из предложенных ответов правильный. И тот и другой варианты — разновидность задачной технологии. Однако они отличаются от проблемного обучения, во-первых, тем, что предлагаемые задачи чаще всего не содержат проблемной ситуации с ее характеристикой неопределенности, которая и вынуждает обучающегося использовать свои знания; во-вторых, и это главное, тем, что такое построение обучения не позволяет выполнять полный состав познавательных действий, содержащих в себе гипотезу, построение концептуальной модели действий; в-третьих, в ходе программированного обучения обычно слишком мелки действия учащихся по решению задачи, познавательные шаги слишком коротки, детерминированы со стороны преподавателя. От задачи к задаче — путь очень короткий, решение одной задачи не открывает перспектив для следующей, не просматривается перспектива действий и проблем. Решение таких задач, регламентированных в письменном предписании, не открывает горизонты предмета информационного обсуждения и поэтому не создает условий для видения проблемы обучающимися. За выполнением действий недостаточно открыто просматривается генеральная цель, учебные действия ограниченны и, несмотря на видимость самостоятельного решения задач, достаточно жестко управляемы преподавателем — составителем программированного руководства.

Каждой из названных дидактических стратегий обучения свойственна своя структура учебного текста, излагаемого лектором или автором учебника. Даже при беглом знакомстве с учебными текстами, иллюстрирующими разные стратегии обучения, не может остаться незамеченным, что слушатель или читатель воспринимает их по-разному.