Общая характеристика проблемного обучения
Поиск путей занимательности изложения, горячее стремление пробудить у молодежи интерес к науке и технике неизбежно порождает такие средства, которые делают процесс обучения увлекательным. Лектор демонстрирует перед обучаемыми путь научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. Таким образом, преподаватели приходят к проблемному изложению знаний, хоть этот термин и соответствующее ему понятие в их работах никогда не фигурируют. Еще Майкл Фарадей, один из великих творцов электротехники, уделял много внимания популяризации научных знаний на основе, выражаясь современным языком, их проблемного изложения. Он стремился, знакомя слушателей со своей наукой, прежде всего, развить у них навыки научного мышления. «Вы пришли на эти лекции, чтобы научиться научному мышлению; и я надеюсь, вы навсегда запомните, что каждый раз, как происходит то или иное явление, особенно, если это что-то новое, вы должны задать себе вопрос: «В чем здесь причина? Почему так происходит?» И рано или поздно вы эту причину найдете».
Приведем пример проблемного изложения, заимствованный из книги Е. Седова «Занимательно об электронике».
«Пятого октября 1956 г. французский изобретатель Луи де Форест был удостоен высокой награды - ордена Почетного Легиона. На торжественной церемонии вручения ордена присутствовал выдающийся ученый нашей эпохи физик Луи де Бройль. Выступая с приветственной речью, Луи де Бройль отметил, что имя Луи де Фореста стало одним из великих имен современной науки и техники, благодаря открытию, сделанному Луи де Форестом полвека назад. «Специалисты всех областей науки должны выразить Луи де Форесту свое почтение, свою признательность и свое восхищение», - сказал в заключении Луи де Бройль. Что же это за великое открытие, вызывающее восхищение и признательность даже полвека спустя?