Общая характеристика проблемного обучения

Этот тип формирования новых знаний соответствует второму типу учения, когда ООД полная и раскрыта она достаточно красноречиво и доступно, с использованием всех необходимых законов логики. Но опыт показывает, что «такое совершенство преподавателя равносильно застою, все ресурсы развития здесь исчерпаны. Так пишутся и учебники, во всяком случае, большинство из них: не дай Бог, ученик споткнется в тексте. Учебники ведь, по сути дела, представляют собой набор ответов на вопросы, которых там нет» .

Опытный преподаватель, научившись объяснять, должен идти дальше по пути совершенства педагогического мастерства создавать проблемные ситуации, побуждать обучаемых задавать самим себе вопросы и находить на них ответ. Данный путь гораздо продуктивнее, нежели тот, когда сам преподаватель отвечает на вопросы, которые учащиеся не задавали, поскольку он дает большие возможности а для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности обучаемых; данный путь обучения развивает самостоятельность, ответственность, самокритичность, инициативность, нестандартность мышления. И самое главное, данный путь объяснения обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности, поскольку срабатывает «эффект неоконченного действия», открытый В. Б. Зейгарником.

Суть данного эффекта заключается в том, что действия, которые были начаты, но не закончены, запоминаются лучше: «между началом действия и ожидаемым результатом сохраняется актуальная связь, и нас мучит недоделанное, помнится недоведенное до конца. Оно всегда живо в нас, всегда в настоящем».

Примером этому служит эксперимент, проведенный преподавателями кафедры педагогики и педагогической психологии МГУ. Учащимся предлагали задачу, и в том случае, когда они решали ее до конца, на следующий день они с трудом вспоминали ее условие, ход решения. Если же недоведенное до конца решение задачи откладывалось до следующего дня, на следующий день обучаемые достаточно хорошо вспоминали условие задачи и начало решения.