Общая характеристика проблемного обучения
На первый взгляд, оно вовсе не кажется таким грандиозным. За три года до открытия Луи де Фореста французский ученый Флеминг разработал уже знакомую нам двухэлектродную лампу. А Луи де Форест предложил всего-навсего ввести между анодом и катодом лампы-диода еще один электрод-сетку. Казалось бы, что тут великого? Было в лампе два электрода, а потом стало три. Но какие неожиданные возможности приобрела техника с появлением трех электродных ламп! Все гениальное кажется очень простым. Лучшим тому подтверждением может служить первая сетка, сделавшая целую революцию в технике, любая область которой сейчас уже не обходится без электронных ламп».
Термин «проблемное обучение» давно вошел в практику преподавания как в средней школе, так и в системе ПТО. Этот термин был употреблен еще в 1934 году в дидактике. В дальнейшем он получил особое распространение в трудах польского дидакта В. Оконя.
В СССР проблемное обучение нашло свое отражение в работах множества дидактов: А. В. Брушлинского, М. А. Данилова, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, Вергасова В. И., Никандрова Н. Д., Ильиной Т. А., и др.
При этом следует подчеркнуть, что проблемное обучение к тому времени было не абсолютно новым явлением в педагогической литературе, и в прошлом с ним связаны такие имена, как Сократ, Руссо, Дистервейг, Чернышевский, Пирогов, Ушинский. Еще Сократ в свое время заметил, что учитель - не тот, кто дает, а тот, у кого берут.
С этой позиции интересным является анализ эволюции преподавателя, сделанный Атановым Г. А.
Как только преподаватель начинает преподавать, все в его деятельности подчинено одному: как бы не забыть, не запутаться, не оскандалиться. Постепенно, по мере адаптации, накопления опыта на первый план выходят задачи объяснения учебного материала, доходчивости его передачи, и в большинстве случаев критерием: качества является гладкость изложения. Для многих преподавателей! конечной целью является понимание обучаемыми учебного! материала. При этом во многих случаях преподаватель достигает такого совершенства при изложении нового материала, что у студентов не возникает ни одного вопроса.