Общая характеристика проблемного обучения
Постановку проблемы стали называть созданием проблемной ситуации. Махмутов М. И. под проблемной ситуацией понимает «психическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека тогда, когда он в объективной ситуации не может объяснить тот или иной факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними, знакомыми способами и должен найти новый способ действия» .
В данном случае проблема возникает тогда, когда задается вопрос «Почему?», и, если обучаемый не отвечает на этот вопрос, то считается, что возникла проблемная ситуация. Но ответ можно не получить не только потому, что есть проблема. Проблема в данном случае и в отсутствии необходимых знаний у обучаемого. Но это уже не научная и диалектическая проблема, а чисто субъективная.
Как видно из изложенного, в данном случае не учтены все диалектические закономерности познания для разрешения научной проблемы, а точнее, для ее возникновения на начальном этапе необходимо наличие противоречий. Именно противоречия влекут за собой возникновение проблемы, а в дальнейшем поиск путей ее решения.
Обучение есть процесс отражения природы в широком смысле, и оно должно отвечать диалектическому пониманию отражения. В данном случае уместным будет обобщение мыслей Гегеля Г, сделанное Лениным В. И.» Отражение природы в мысли человека надо понимать не мертво, не «абстрактно», не без движения. Не без противоречий, а в вечном процессе движения, возникновения противоречий и разрешения их». .
Понятие «проблемное обучение», основываясь на научно-диалектическом подходе, достаточно широко представлено Атановым Г.А., который утверждает, что «если в процессе обучения при изучении дисциплины отсутствуют противоречия, то такое обучение абстрактно, оно мертво. Знания, приобретенные таким образом, тоже мертвы. Оживить процесс обучения, наполнить его движением, можно лишь обнажая противоречия. Путь познания - это разрешение противоречий: этот путь и должны проходить студенты при изучении каждого предмета.