Общая характеристика проблемного обучения
В практике обучения вопросы проблемного характера часто путают с обычными вопросами. Действительно, один и тот же вопрос в одних условиях создает проблемную ситуацию, а в других -не создает. Даже в одних и тех же условиях для некоторых учащихся вопрос может оказаться не проблемным, если они встречались с ним раньше и знают путь решения. Такое положение возможно, так как проблемная ситуация является субъективным понятием. Так, например, вопрос «Что выражает закон Ома?» после изучения этого закона не является проблемным. Проблемными будут вопросы, требующие использовать знание этого закона в новых условиях, например, при анализе графических зависимостей , на основании которых нужно сделать вывод о величине сопротивления цепи. Проблемной будет также экспериментальная задача по нахождению зависимости тока в простейшей цепи от величин напряжения и сопротивления до изучения закона Ома.
Характерным признаком правильно поставленной проблемной задачи и возникновения проблемной ситуации является появление у учащихся вопросов к самим себе.