Общая характеристика проблемного обучения
В учебном процессе проблемная ситуация возникает в том случае, когда появляются противоречия между известными ученику знаниями и новыми, специально подобранными фактами. Проблемная ситуация перерастает в проблему, если учащиеся ее приняли и имеют достаточные знания для ее решения. Проблема обычно выражается в форме вопроса, ответ на который заранее неизвестен и подлежит творческому поиску в обучении.
Учебная проблема - это такая проблемная ситуация, которая принята обучаемым для решения при помощи имеющихся у него средств . Признаками учебной проблемы является наличие противоречий и наличие определенной готовности обучаемого к поиску путей решения с возможности неоднозначного пути решения. Учебная проблема может быть поставлена в форме учебной задачи, вопроса, демонстрации.
Следует отметить, что всякая учебная проблема является искусственной дидактической конструкцией, поскольку пути ее решения уже найдены в науке, и строится данная проблема исходя из целей обучения. В основе учебной проблемы лежат противоречия восприятия знаний. Иными словами, учебные проблемы могут быть обусловлены неправильным пониманием, ошибочными суждениями, ошибками в учебной деятельности. Осваивая деятельность в процессе обучения, обучаемые часто ошибаются. Но, как правильно гласит народная мудрость, «на ошибках учатся». Обучаемые должны сами выстрадать правильное решение, найти истину, именно тогда процесс усвоения будет наиболее эффективным. На любом пути познания истины могут быть ошибки, и чем больше этих ошибок совершается, тем больше находится возможных путей решения и тем продуктивнее будет деятельность. Гораздо проще просто изложить учебный материал обучаемым. Но в данном случае это будет преподавание, а не обучение, и выданная информация может так и остаться достоянием только преподавателя, поскольку обучаемые не «освоили», а «выслушали» ее. В проблемном обучении преподаватель должен не избегать сложных проблемных ситуаций, а наоборот, провоцировать их, специально организовывать ошибки для студентов, на этих ошибках обучаемые будут учиться.