Общая характеристика проблемного обучения
При такой постановке вопроса проблемное обучение приводит не только к эффективному усвоению учебного материала, но и к формированию творческого мышления, самостоятельности.
Иными словами, проблемным можно считать такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем, построенных на содержании учебного материала.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать некоторые выводы о сущности проблемного обучен.
Сущность проблемного обучения заключается в том, что учащихся побуждают к познавательной активности, к самостоятельным умственным действиям, направленным на достижение требуемого результата. В процессе творческого поиска путей разрешения противоречий учащиеся не только получают определенную сумму знаний, но и овладевают методами исследования науки, развивают активность и самостоятельность мышления, приобретают опыт творческой деятельности.
В основе проблемного обучения лежат психологические закономерности проблемной ситуации и исследовательский принцип теории познания.
Проблемная ситуация - это особое психологическое состояние человека, связанное с появлением неразрешенных вопросов и стремлением найти на них ответ. Понятие проблемной ситуации вытекает из опыта творческой работы, из всей истории познания как процесса преодоления познавательных затруднений, которые практика ставит перед человеком. Проблемная ситуация в учебном процессе фактически моделирует те противоречия, которые в свое время были частью научного исследования. С помощью данных противоречий студент активно включается в процесс познания, в процесс добычи этих знаний для себя.