Общая характеристика проблемного обучения

Таким образом, учебная проблема решается преподавателем и обучаемым в процессе проблемного обучения. При этом преподаватель осуществляет проблемное преподавание, а обучаемый - проблемное учение.

Проблемное учение - это особая структура творческой деятельности обучаемых по усвоению способов деятельности путем анализа проблемных ситуаций, формулировки учебных проблем и их решений.

Проблемное преподавание - это деятельность преподавателя по созданию условий проблемного учения путем преднамеренного создания системы последовательных проблемных ситуаций и управления процессом их разрешения.

Важность проблемы и время, необходимое для ее разрешения, могут быть самыми различными. Наиболее простой является проблема, представляющая собой очередную задачу урока. Например, после изучения закона электромагнитной индукции перед учащимися ставится задача рассказать, принцип действия каких электротехнических устройств или приборов основан на этом законе .

Более серьезной для учащихся является следующая проблема. Перед изучением цепей переменного тока с последовательным соединением приемников предлагается проанализировать показания вольтметров в схеме, состоящей из последовательного соединения активного сопротивления и индуктивности. Возникает естественный вопрос: «Почему приложенное напряжение не равно арифметической сумме падений напряжения на отдельных участках цепи, как это имело место для цепей постоянного тока?» На основе имеющихся знаний учащиеся не могут объяснить новый факт. Возникает проблемная ситуация. Разрешить эту проблему на данном этапе обучения учащиеся самостоятельно не могут, но вопрос их заинтересовывает, и они активно изучают материал. Такая проблема «действует» длительное время. В процессе работы она делится на ряд вспомогательных, более мелких проблем.