Антропологические основания теории и практики образования
Антропологические основания теории и практики образовании представляют собой единство соответствующей аксиоматики, проблематики и методологии.
1. Аксиоматика. Все исходные посылки о возможности, достаточности и необходимости педагогической теории и практики представляют собой логическую иерархию, в основании которой лежит аксиоматика воспитуемости и обучаемости человека. Причем посылки первого рода зависят от посылок второго и третьего, постулаты второго рода – от постулатов третьего, аксиомы воспитуемосги являются базовыми, фундаментальными.
Посылки первого рода таковы: необходимость педагогических наук предопределена задачами познания практики, не разрешимыми без этих наук. Последние служат основанием для практики, несмотря на неустранимую недостаточность теории как средства обеспечения ее успешности, поскольку она опосредствована личностью, искусством, талантом педагога. Возможность наук как самостоятельных областей знания и познании обеспечена наличием предмета и метода, специфических для каждой из них, они невозможны без и вне одновременного развитии новых форм практики, их постоянного взаимодействия.
Посылки второго рода касаются необходимости и возможности образовательных, воспитательных процессов. Для блага человека и общества необходимы такие способности и достоинства личности, которые стихийно не формируются или формируются в недостаточной степени. Эти «дополнительные» способности и достоинства, будучи необходимыми, во что бы то ни стало должны быть получены. Для их становления и развития существуют системный набор, программа, стратегия и тактика, хронологический план и методы. Педагоги располагают средствами, чтобы не воспроизводить в воспитуемых свои недостатки; существуют пути и способы приращения достоинств и совершенств.
Базовая аксиоматика антропологически обоснованной педагогики представляет собой систему посылок о природе индивида и личности, групп и общества, -индивидуального и .коллективного познания.
Природа индивидуального и личностного развития – внутренние и внешние причины способности к развитию; его стабильность; соотношение онтогенеза с филогенезом; направления, уровни н пределы развития; происхождение о содержание индивидуальных различий; воспитуемость и ее обусловленность; диапазон изменчивости в онтогенезе; устойчивость изменений; степени зависимости от внешних факторов; причины и сущность становления личности – обеспечивают воспитуемость самовоспитуемость и обучаемость само обучаемость человека.