Антропологические основания теории и практики образования
Духовное развитие идет от настоящего и модифицируется прошлым. В определенный момент онтогенеза диктат наследственного механизма ослабевает и оставляет человека наедине с накопленным опытом, который и направляет его желания, реакцию, поведение, судьбу. Образование организует, упорядочивает приобретаемый опыт, проясняет его и покоится на двух «китах»» – интересе и игре, повинуясь законам развития личности. Приобретение навыков, обладание знаниями, достижение высокого уровня культуры суть не цель, а лишь признаки роста и средства продолжения этого роста. Главная задача воспитания – дать возможности для самовоспитания, перманентного совершенствования в сотрудничестве, кооперации усилий.
Воспитывающую и обучающую среду представители этого течения рассматривали как самоуправляющую общность детей, социальная функция которой – взращивание любви к самостоятельному труду, к кооперации усилий. Воспитание должно быть близким к жизни, осуществляться в коллективе и с помощью коллектива, протекать на бодром фоне, должно защищать личность от насилия.
Теория педагогики отождествлялась с практикой, которая понималась как причина самой себя, – как первый и последний источник педагогического познания, предмет педагогики – как опосредствованное детским коллективом руководство жизненным опытом ребенка, конструирование и реконструирование этого опыта.
Провиденциалистское течение. Э.Э. Бутру. Ф. Брюнстьер, Ф.В. Фер-стер, М. Бутер, Р. Штейнер, Ф. Ницше, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Е.Н. Трубецкой, В.В. Розанов, Д.И. Введенский, В.С. Соловьев, В.В. Зеньков-ский, поздний Л. Толстой, С.Л Франк П.А. Флоренский и другие представители этого течения разрабатывали педагогико-антропологическую идеологию, раскрывающую религиозную сущность отношения человека с миром. Развитие и воспитание личности, полагали они, должно быть нацелено н; открытие в себе высшего Я, которое переходит за пределы чувственного становления человека. В русской педагогике этому течению была близка идея богочеловечества – личного и общественного спасения человека в сотрудничестве с Богом, учение о софийном единстве человека, включающего в себя все человеческие поколения. Христианская антропология – это одновременно и теоцентрическое, и антропоцентрическое знание, она трактует человека как определяемого Богом и постигает его, исходя из Бога, но человек признается венцом Творения.