Антропологические основания теории и практики образования
Поскольку основные принципы становления и развития социально ориентированной личности обусловлены жизнедеятельностью индивида, постольку образование есть создание культурной воспитывающей и обу-чающей среды, а педагогический процесс – взаимодействие со средой. Нравственность выводится из социологических понятий.
Деятели социологического течения способствовали вовлечению в круг антропологических оснований педагогики социологии и социальной психологии, истории и философии истории, религиоведения и этнографии, положили основание социологии образования и сравнительной педагогике.
Э. Дюркгейм использовал также историко-экономический подход, о необходимости которого говаривал еще К- Д. Ушинский. Образование есть акция, производимая взрослым поколением по социализации молодого поколения, первостепенная по важности, необходимая для функционирования общества. Она согласуется с природой человека: становление и развитие специфически человеческих способностей есть процесс и результат присвоения исторически накопленного социального опыта, надындивидуальной реальности. Поэтому надо воспитывать способность открывать, находить свои потребности и осознавать их.
Русские представители социологического течения усматривали главные движущие силы воспитательного процесса не в труде по преимуществу умственном, как Дюркгейм, не в физическом по преимуществу, как это делал Зейдель, а в гармоническом «интегральном» образовании. Главный акцент делался на самовоспитании и самообразовании. Содержание образования трактовалось как система знаний, их синтез. Признавалось необходимым слияние всех изучаемых наук в «единое понимание жизни», от которого зависит жизнь человека и общества.
Философское течение представлено трудами В. Дильтея, Алена Шартье, П. Наторпа, А. Уайтхеда, Б. Рассела, Э. Шпрангера. Г. Рерса, Г. Ноля, А. Фишера, Т. Литта, В. Флитнера, М. Ганди, К.Н. Вентцеля, И.С. Андреевского, А. В. Селихановича, М. М. Рубинштейна, И. В. Гессена и др. Человек, утверждали они, есть то, о чем, что и как он думает. Непосредственные события нашей жизни суть моменты наших общих идей. Бессмысленно призывать ребенка стать человеком. Надобно предоставить ему такой культурный материал для развития, который позволил бы его социально-духовной природе преодолеть природу биологическую.