Антропологические основания теории и практики образования
Из природы ребенка исходили педагоги-синтетисты и при решении проблем целей и сущности образования и воспитания. Воспитание, утверждали они, есть движение от любопытства к мысли, поэтому необходимо пробуждать любопытство, обеспечивать абсолютный интерес к учебной работе. Прочность, глубина и продуктивность знаний, умений, навыков зависят от степени самостоятельности и способов их приобретения. Задача школы – предоставить максимальные шансы для свободного индивидуального развития каждому.
«Синтетисты» продемонстрировали эффективность обучения, состоящего в педагогически целесообразном воздействии не на детей, а на окружающую их обстановку. Детский сад и школа становились воспитывающей и обучающей средой , в которой самодеятельность превращала обучение в продукт собственных творческих усилий. ВОС эффективна, когда она выполняет три важнейшие функции: упрощает и упрочивает развитие способностей; моделирует социальное устройство; создает более широкое и лучше сбалансированное окружение, чем существующее вне школы.
Естественнонаучное течение. Носителями естественнонаучного миро-воззрения в педагогике, психологии, педологии были Дж. Салли, А. Вине. Т. Симон, B. Анри, В. Штерн, Л. Термен, Э. Торндайк, Ч. Спирмеп, Д. М. Болдуин, C. Холл, В. Лай, Э. Мейман, Г. Эббингауз, Г. Мюнстерберг, Т. Рибо, 3. Фрейд, К. Юнг. Л. Адлер, Н.П. Гундобин, М. К. Барсов, М. А. Сикорский, С. С. Корсаков, В.П. Кащенко, А. П. Нечаев, Н. Е. Румянцев, Г.И. Россолимо, В.Ч. Чиж, В. П. Вахтеров и др. Они акцентировали ранние этапы онтогенеза в судьбе взрослого. и значение психосексуальных фаз развития, ввел в широкую практику измерения интеллекта, оказали сильное влияние на формирование экспериментальной педагогики.
В отличие от «синтетистов», представители этого течения изучали человека как преимущественно биологический феномен. То, чем становится человек благодаря воспитанию и образованию, зависит от того, что он есть по природе. Основной источник развития – инстинкты и другие биологически детерминированные способности. Вместе с тем нарастала тенденция к акцентированию ранних этапов прижизненного развития в становлении личности, зависящих от воздействия внешней обстановки на ребенка .