Антропологические основания теории и практики образования

Из посылок о природе общества проистекают следующие проблемы: взаимодействие педагога с воспитуемым; его социальная сущность и механизмы; воздействие и противодействие; условия эффективного взаимодействия; образование как инструмент социальной преемственности, учет специфики связей между поколениями; содержание образования, исходящее из направленности и перспектив социального развития, структуры общества, его ценностей, норм и целей, характера разделения труда, взаимообусловленности личности и общества; взаимодействие новых поколений с общественным сознанием, особенно с содержанием морального сознания; образование как организация взаимодействия личности с семьей, учебной группой, средой в целом.

Посылки о природе знания и мышления порождают свои проблемы. Это – образование как развитие мышления; накопление опыта и совершенствование способностей; структуризация образования как движения познания от общего к частному, от частного к общему, как комбинированное движение; содержание образования, исходящее из сходства и различия между научным и учебным познанием; включение в образовательные процессы диагностики и прогностики мышления.

Указанная последовательность проблем необходима для синтеза человековедения в педагогических целях, но недостаточна. Педагогическая интерпретация, осуществляемая в рамках антропологического подхода, возможна путем упорядочения ее аксиоматики и проблематики благодаря применению ряда методологических принципов.

3.Методология. На первом месте стоит принцип отбора источников знаний и методов познания с целью их педагогической интерпретации. Этими источниками являются наука, искусство, религия, философия, обыденное сознание.

Течения, направления, школы в педагогике различаются прежде всего по характеру их преимущественной ориентации на ту или иную науку о человеке, по степени вовлеченности других сфер человековедения в орбиту их аксиоматики, на которую они опираются, проблематики, которую они учитывают и разрабатывают, и методов исследования, доказавших свою действенность в смежных с педагогикой областях человековедения. Это принцип антропологической ориентации педагогики.

Рядом с ним находится принцип единства общего, особенного и от-дельного в познании человека, который используется в планировании и организации научных исследований, системе целеполагания и диагностики, в способах применения теоретического знания.