Антропологические основания теории и практики образования
Дуализм человеческой природы – исходный пункт провиденциалистов всех школ и направлений. В составе единого целого – личности – живут два начала. Телесное, «материальное» и духовное, «спиритуальное» функционируют параллельно. Человек есть точка пересечения двух миров, смертного и бессмертного. Воспитание мыслится как мистическая рекапитуляция: повторение в индивидуальной душе, микрокосме духовной сущности всего мира – макрокосма. Образование есть подготовка к посвящению, к «встрече» с Богом, с духовным бессмертием.
Тоталитарное течение. П. де Легард,. Ю. Лагбен, Дж. Джентиле, К. Цеткин, О. Рюле, Б. Муссолини, Ж. Сорель, Г. Лебон, К. Либкнехт, В. Гертнаке, А. Гитлер, Э. Крик и другие мыслители и деятели тоталитаристской ориентации унаследовали идеологию нигилизма – разрушение мира с целью установления рая на земле. Главным исходным пунктом в своем обращении с природой человека они делают идею неравенства людей от рождения или в результате социального происхождения, делящихся на лучших представителей народа, расы или класса и на ведомых.
Подавляющее большинство людей подлежит переформированию и формированию. Коммунистическая педагогика исходит из возможности, а не только необходимости воспитания человека нового типа на том основании, что человек есть «ансамбль» общественных отношений. Отсюда – вера в то, что изменение социальных отношений ведет к изменению природы и сущности человека. Фашистская и национал-социалистическая педагогика провозглашала человека носителем расовых свойств и всю специфику личности, сводила к составу ее крови.
В образовательной работе огромное место занимает поощрение самоуверенности в области мысли, так называемая идейная убежденность. Идеал мыслителя вытесняется идеалом ответственного гражданина. Идея всестороннего воспитания превращается в практику всестороннего контроля над мыслями, чувствами н поведением людей.
Технология формирования рабского образа мыслей и поведения, опирающаяся на объективные трудности субъективного становления адекватного мировоззрения, на иррациональные страхи человека, стала в XX в. чудовищной по масштабам и последствиям практикой манипуляции сознанием миллионов людей.
Таким образом, названные педагогические течения в той или иной мере стремятся к упрочению своего антропологического фундамента, но только одно из них – синтетическое – сознательно и преднамеренно строит свои основоположения в ходе органического синтеза педагогического человековедения. Умозрительную дедукцию педагогических норм из аксиоматической системы оно сочетает с опытно-экспериментальными методами.