Антропологические основания теории и практики образования
Природа общественных связей и социальных образований –преемственность поколений; общественное сознание; социальные ценности и нормы; взаимообусловленность личности и общества; влияние будущего на настоящее; организация овладения культурой обществом – такова, что высшие достоинства и совершенства доступны каждому. Препятствием тому могут стать специфические заболевания индивида и/или исторически низкий уровень культуры данного сообщества. Природа познания – познаваемость мира; сущность знания и путей его получения, проверки и применения на практике; природа мышления и творчества, их законы и содержание; соотношение индивидуального и общественного познания – делает передачу и. усвоение знаний необходимыми и возможными.
2. Проблематика. Система исторически складывающихся проблем и способов их решения представляет собой пирамиду; которую венчают знания о природе и методе данной науки. Они надстраиваются над знаниями о закономерностях образования, воспитания, учения, обучения. Последние имеют фундаментом и одновременно общим основанием знания о сущности человека как объекта и субъекта образовательных процессов. Логика педагогического познания, диктующая необходимую и достаточную номенклатуру проблем антропологического подхода, обеспечивает саму возможность системной интерпретации знаний о человеке с позиций педагогики, знаний, которые несет в себе не только наука, но и искусство, философия, религия, массовое сознание. Науки об образовании, постоянно соотнося свое содержание с посылками о природе человека и воспитания и опираясь на системное человековедение, разрабатывают следующую проблематику.
Из положений о природе индивида и личности проистекают вопросы, то или иное содержательное разрешение которых служит обоснованием для теории и практики образования. Это конкретные условия образования, воспитания, учения, обучения; взаимодействие стихийного очеловечении с преднамеренно организованным, его результативность и устойчивость; образование и воспитание как вмешательство в жизнь личности или как взаимодействие с пей; специфика образования, воспитания, учения, обучения на различных возрастных этапах; программа образования и воспитания; содержание образования и воспитания, формы и методы, исходящие из целей и идеалов развития личности.