Сущность информационно-технологического обеспечения учебного процесса
Анализ основных характеристик названных видов обеспечения учебного процесса позволяет сделать обобщающий вывод. Во всех случаях их содержание раскрывается через совокупность используемых методов, средств и форм обучения, позволяющих педагогу всесторонне поддержать учебный процесс, делать его эффективным и результативным, точнее, речь идет о разработке соответствующей дидактическим целям методической системы обучения. Следует обратить внимание, что любая методическая система включает в себя пять составных компонентов: цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения, которые тесно взаимосвязаны, и изменение одного из них обязательно влечет за собой изменение других.
В настоящее время, в условиях информатизации высшего образования, насыщения учебного процесса современными информационными и телекоммуникационными средствами, требуется по новому оценить проблему его всестороннего обеспечения. Это связано с тем, что дидактика как наука не стоит на месте, она постоянно развивается, наполняясь новым смыслом и содержанием. Описанные выше виды обеспечения учебного процесса уже не позволяют адекватно отразить особенности и специфику обучения в новых современных условиях. С этих позиций обоснуем сущность,- содержание и структуру понятия «информационно-технологическое обеспечение учебного процесса» (далее по тексту — ИТОУП).
Если проследить исторический путь разработки и становления различных видов обеспечения учебного процесса в высшей школе, то вполне ответственно можно утверждать, что их рассмотрение напрямую связано с совершенствованием отдельных компонентов методической системы обучения. Особенно эта связь очевидна со становлением различных методов обучения и появлением новых дидактических средств. Так, например, разработка теоретических основ методического обеспечения ассоциируется с бурным развитием в 60—70-е годы XX века частных методик обучения, а введение понятий «учебно-методическое» и «программно-методическое обеспечение»- с внедрением в учебный процесс соответственно учебно-методических и программно-методических комплексов (УМК и ПМК).
По аналогии информационно-технологическое обеспечение целесообразно рассматривать с позиций широкого использования в образовательном процессе высшей школы информационных средств и информационной продукции учебного назначения, а также современных технологий обучения.